6 важных моментов при уходе за трактором
Техническое обслуживание и каждодневный уход за трактором являются непременными условиями надежной и безаварийной работы машины. Чем тщательнее Вы будете соблюдать указаний инструкций завода-изготовителя, тем больше сэкономите денежных средств и своего личного времени.
Техническое обслуживание и каждодневный уход за трактором являются непременными условиями надежной и безаварийной работы машины. Чем тщательнее Вы будете соблюдать указаний инструкций завода-изготовителя, тем больше сэкономите денежных средств и своего личного времени.
В этой заметке остановимся на 6 важных моментах: уходе за генератором, масляным насосом, реле-регулятором, системой питания, топливными форсунками и ходовой частью. Выход из строя любого из 6 вышеперечисленных частей трактора приводит к отказу в работе всей машины.
Уход за генератором трактора
Ежедневно перед началом работы проверяйте, исправен ли генератор. Для этого устанавливите средние обороты коленчатого вала двигателя и включите передние фары. В этом случае при исправном генераторе стрелка амперметра не должна показывать разряда аккумуляторной батареи. Не ленитесь, генератор систематически очищайте от грязи и масла, проверяйте состояние крепления наконечников проводов, затяжку крепежных болтов и натяжение приводного ремня.
Слабо натянутый ремень пробуксовывает на шкиве генератора, вследствие чего якорь генератора вращается неравномерно. При чрезмерном натяжении перегружаются и быстро изнашиваются подшипники генератора.
Приводной ремень должен быть натянут так, чтобы его прогиб под усилием 6—7 кг, приложенным на середине ветви между шкивами генератора и коленчатого вала, был равен 15—20 мм.
Периодически проверяйте состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. При исправных щеткодержателях и щетках поверхность коллектора должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светло- или темно- коричневого цвета.
Коллектор необходимо предохранять от замасливания. Следы масла на коллекторе удаляют салфеткой, смоченной в бензине. Для этого ослабьте болты крепления генератора. Снимите ремень со шкива и провертывают якорь от руки. Запрещается протирать коллектор во время работы двигателя.
Уход за масляным насосом
Нормальная работа масляного насоса трактора зависит от чистоты масла в гидросистеме и надежности уплотнений.
Загрязненное масло содержит в себе абразивные частицы, которые, попадая на трущиеся поверхности шестерен и втулок, быстро изнашивают детали, ведут к появлению зазоров в сопряжениях, снижают производительность насоса и выводят его из строя. Наличие абразива в масле может привести также к преждевременному износу каркасного сальника и к перетеканию масла из насоса в картер двигателя.
Отсюда необходимо заливайте в бак гидросистемы только отфильтрованное масло и своевременно промывайте фильтры масляного бака.
Ненадежность уплотнений в местах присоединения деталей к корпусу насоса приводит к появлению течи масла.
Кроме того, из-за нарушения уплотнений заборного патрубка и штуцера, а также выхода из строя сальника происходит подсос воздуха в гидравлическую систему, сопровождающийся интенсивным пенообразованием в масляном баке и выбросом из него пены и масла через сапун.
Обнаружив неисправность уплотнения, проверьте затяжку соответствующих резьбовых соединений насоса.
Если после подтяжки резьбы течь или пенообразование продолжается, разберите соединение, тщательно проверьте исправность уплотнительных элементов и неисправные замените. После этого правильно, не допуская перекручивания или задиров, установите уплотнительные резиновые детали, затяните болты и, запустите двигатель, убедитесь в нормальной работе масляного насоса и всей гидросистемы.
Уход за реле-регулятором
При эксплуатации трактора необходимо ежедневно проверяйте работу реле-регулятора по показаниям амперметра, Для этого после пуска двигателя стартером, когда аккумуляторная батарея немного разрядится, устанавите средние обороты коленчатого вала основного двигателя. В случае исправной работы генератора и реле-регулятора амперметр покажет значительный, но не превышающий номинального, зарядный ток, величина которого будет постепенно уменьшаться.
Если амперметр показывает малый зарядный ток, стартер работает нормально, в аккумуляторной батарее плотность электролита соответствует норме и нормально работает освещение, то, следовательно, реле исправно и регулируемое напряжение находится в допустимых пределах.
Если же стартер не обеспечивает запуска пускового двигателя или амперметр при средних оборотах коленчатого вала основного двигателя не показывает зарядного тока, проверьте состояние генератора, стартера, аккумуляторной батареи, надежность клеммовых соединений, целостность проводки и лишь после этого состояние реле-регулятора.
Реле-регулятор должен проверять и регулировать (в электромастерской или на тракторе) только квалифицированный электрик.
Реле-регулятор во время проверки и регулировки устанавите в такое положение, в каком он крепится на тракторе, так как на параметры приборов оказывает влияние вес его подвижных деталей.
При сезонном обслуживании трактора, т. е. при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и, наоборот, с зимней на летнюю, полностью проверяйте и регулируйте реле и ставьте контактный винт посезонной регулировки в положение, соответствующее времени года.
Уход за системой питания трактора
При наступлении осенне-зимнего сезона эксплуатации применяйте менее вязкие зимние сорта дизельного топлива.
Перед заправкой топлива его фильтруйте, а при заправке предохраняйте от попадания в него снега, воды и грязи.
Зимой более часто, чем летом, сливайте отстой топлива из бака основного двигателя, фильтров грубой и тонкой очистки топлива и отстойника топлива пускового двигателя.
Для увеличения подачи топлива в цилиндры двигателя рекомендуется при его пуске оттягивать кнопку обогатителя топливного насоса.
Перед началом запуска двигателя систему охлаждения прогревайте горячей водой. Перед заливкой воды закройте сливной кран нижнего бака водяного радиатора, выверните пробку из водяного насоса и откройте сливную трубку, расположенную на блок-картере двигателя. Для прогрева пускового и основного двигателей в систему охлаждения заливайте вначале горячую воду, нагретую до температуры 60—70° С, а затем до температуры 90—95° С до тех пор, пока из сливной трубки блок-картера не потечет теплая вода. После этого закройте трубку, залейте в систему охлаждения горячую воду, вверните пробку водяного насоса и запустите пусковой двигатель.
Нельзя запускать основной двигатель, если в системе охлаждения нет охлаждающей жидкости, так как это может привести к выходу из строя пускового и основного двигателей (появление трещин в головках цилиндров и др.).
Уход за топливными форсунками
Фильтр тонкой очистки топлива промойте через 240 мото-часов на работающем двигателе при максимальных холостых оборотах в следующей последовательности. Повертывайте кран переключения на 90° против часовой стрелки и отверните болт сливного отверстия правой секции на несколько оборотов и выпустите загрязненное топливо из правой секции в течение 5—10 мин. После этого закройте сливное отверстие.
Затем поворачивайте кран на 180° по часовой стрелке, откройте сливное отверстие левой секции, отвернув болт на несколько оборотов, и промывайте ее таким же образом. По окончании промывки кран поверните на 90° против часовой стрелки в рабочее положение.
Фильтрующие элементы меняйте через каждые 1500 ч работы двигателя.
Ежедневно перед работой проверяйте уровень масла в корпусах топливного насоса и регулятора и, если необходимо, долейте масло. Его заливают в корпус насоса и в корпус регулятора до уровня заливного отверстия.
Уход за ходовой частью
В конце смены очищайте детали и узлы ходовой части от грязи и пыли, проверяйте, нет ли трещин, контролируйте затяжку гаек опорных катков и клиньев осей качания кареток подвески, болтов крепления крышек в каретках подвески, направляющих колесах и поддерживающих роликах. Если необходимо, затягивайте крепежные детали.
Обязательно проверяйте натяжение гусеничной цепи и шплинтовку пальцев гусеничных звеньев. Проверяйте, все ли масляные пробки установлены на свои места и нет ли подтекания масла через уплотнения.
В случае течи масла необходимо разобрать узел уплотнения и устранить неисправность. Если течь небольшая, а устранить ее немедленно нельзя, то следует внимательно следить за уровнем масла и при снижении его доливать свежее.
Перед началом работы при минусовой температуре окружающего воздуха проверяйте свободно ли вращаются направляющие колеса и поддерживающие ролики. Запрещается работать на тракторе, если они вращаются плохо.
Гидравлическая навесная система служит для присоединения навесных, полунавесных и гидрофицированных прицепных орудий к трак¬тору и для управления ими с места тракториста.
Эти орудия, в зависимости от их назначения и устройства, устанавливают на один задний механизм навески или одновременно на задний и боковые механизмы навески, смонтированные на полунавесной сцепке, или при¬соединяют к трактору через прицепное устройство.
Гидравлическая навесная система трактора состоит из гидравлического привода и механизма навески.