Типы замыкания гусениц бульдозеров
В 99% процентов случаев неверно подобранная конструкция гусеницы приводит к ускоренному износу деталей и значительному уменьшению ресурса работы узла на бульдозере.
Вы знакомы с мнением, что ресурс эксплуатации гусеницы бульдозера зависит от качества материалов и комплектующих, из которых она изготовлена? На самом деле, это верно только отчасти. Да, качество гусениц зависит от химического состава материалов и комплектующих, технологии изготовления изделия.
Но на ресурс работы также влияет и правильность подбора конструкции гусеницы бульдозера в зависимости от условий эксплуатации (грунт, влажность, температура окружающей среды, интенсивность, виды выполняемых работ). Под конструкцией гусеницы понимается тип шарнира и тип замыкания, а также геометрические особенности башмаков, звеньев, втулок и пальцев.
В 99% процентов случаев неверно подобранная конструкция гусеницы приводит к ускоренному износу деталей и значительному уменьшению ресурса работы узла на бульдозере. Это происходит оттого, что при работе бульдозера в разных условиях эксплуатации гусеницы изнашиваются разными темпами. И поэтому для решения этой проблемы производители гусениц, чаще всего, предлагают несколько видов конструкций для бульдозеров одной и той же марки.
Для работы на скальных и мерзлых грунтах, болотистых грунтах, обводненных, песчаных с повышенным процентом абразива следует применять те конструкции гусениц бульдозеров, которые имеют наибольший ресурс при эксплуатации на соответствующем типе грунта.
О замыкании гусеницы бульдозера
Три типа шарниров гусениц бульдозеров мы уже рассматривали ранее. А сегодня поговорим о замыкании гусениц. При установке на бульдозер концевые части гусениц подлежат замыканию. Замыкание обеспечивает непрерывное взаимодействие гусеницы с катками и колесами бульдозера для осуществления хода машины и создания тягового усилия. Тяговое усилие создается за счет сцепления почвозацепов гусениц бульдозера с грунтом, передачи крутящего момента от двигателя через трансмиссию и ведущие колеса на гусеницы.
При эксплуатации бульдозера узел замыкания гусеницы подвергается деформациям от силовых нагрузок, что приводит к износу элементов замыкания. Темпы износа могут быть различными и зависят от условий эксплуатации, конструкции узла замыкания и качества материалов, из которых он изготовлен. Ускоренный износ узла замыкания - это уменьшение срока эксплуатации ходовой системы, простои бульдозера и увеличение риска «схода» гусеницы с катков. Все это приводит к незапланированным экономическим затратам и аварийным ситуациям.
В настоящее время, производители гусениц бульдозеров осуществляют разработки новых конструкций, как отдельных элементов, так и узлов замыкания в целом.
Типы замыкания гусениц бульдозера
Типы замыкания различаются по конструкциям. В настоящее время существуют три основных типа замыкания гусениц бульдозера:
1) «пальцевые» типы замыкания, где в основе – палец замыкающий;
2) тип замыкания «Крокодил», который отличается наличием полузвенков;
3) тип «замковое звено»;
4) тип замыкания «Картридж» ;
Стоит отметить, что внутри вышеуказанных типов есть подтипы, в которых элементы замыкания могут конструктивно различаться, хотя и не существенно.
Еще нужно добавить, что чем выше мощность бульдозера, тем большую нагрузку испытывает узел соединения гусеницы, тем более сложная конструкция замыкания применяется в ходовой системе. Но бывают и исключения.
«Пальцевые» типы замыкания
Замыкание пальцами - это одна из самых простых конструкций соединения гусениц бульдозеров. Чаще всего, такой тип замыкания применяется на бульдозерах с шагами звена гусеничной цепи 171,45 мм, 190 мм, 203 мм, редко с шагом 216 мм и выше.
Также «пальцевый» тип замыкания отличается повышенной трудоемкостью при монтаже и демонтаже пальца из проушин концевых звеньев.
Тип «Палец»
Такой вид замыкания применяют для комплектации гусениц бульдозеров с шагом звена 171, 45 мм на Чебоксарском агрегатном заводе. Чаще всего, пальцем замыкаются гусеницы для сельскохозяйственных тракторов ДТ-75, ТДТ-55 и других.
Тип «Палец-конус»
Особенностью данного типа замыкания гусеницы является то, что конструкция состоит из замыкающих пальцев гусеницы, которые стопорятся конусами.
Данный тип замыкания применяют на Чебоксарском агрегатном заводе у гусениц бульдозеров Т-170 и Caterpillar D6D, D6E, Liebherr PR32 с сухим шарниром и закрытым шарниром с консистентной смазкой. До 2016 года замыкание гусениц по типу «палец-конус» было и в Техтроне.
Отметим, что гусеницы старых конструкций бульдозеров типа ДЭТ-250, у которых шаг звена -218 мм, также комплектуются замыканием «Палец-конус».
Тип «Палец-шплинт»
Данный вид замыкания применяется на гусеницах бульдозеров John Deere с шагом звена 190 мм на Чебоксарском агрегатном заводе.
Тип «Палец-кольцо»
У бульдозеров Dressta TD-15C с шагом звена 190,5 мм можно встретить замыкание гусеницы по типу «Палец-кольцо».
В производстве оригинальных гусениц бульдозеров встречается и тип «Замыкание шарнирными пальцами» (без уплотнений, с металлическими уплотнениями, с полиуретановыми уплотнениями). Особенностью данного типа замыкания гусениц является то, то они имеют радиальный зазор в шарнире.
Тип «Грибок»
В Техтроне для замыкания гусениц бульдозеров разработан узел соединения по типу «Грибок». Данная конструкция предназначена для облегчения монтажа пальца при замыкании концевых частей гусеницы на обводе движителя.
Особенность данного соединительного узла состоит в том, что замыкание гусеницы осуществляется с помощью пальца замыкающего с пружинными кольцами по краям. Для облегчения центровки проушин звеньев соединяемых частей гусеницы бульдозера применен направляющий конус «Грибок». В комплект узла замыкающего пальца входят: палец замыкающий, кольца пружинные, полиэтиленовые пробки и направляющей конусной части пальца «Грибок».
Палец данной конструкции производится из проката круг 46Г, сталь 50Г по серийной технологии с индукционной закалкой ТВЧ наружной поверхности.
Соединение по типу «Грибок» можно применять для замыкания гусениц бульдозеров Т-170, Т-11.01, Shantui SD-16, Komatsu D65 и других.
Тип замыкания «Полузвенок» («Крокодил»)
Тип замыкания «Полузвенок», или его еще называют «Крокодил», состоит из замыкающих звеньев, каждое из которых выполнено из двух полузвеньев, плотно контактирующих друг с другом продольными горизонтальными или наклонными продольно направленными поверхностями. На подошвы соединения башмака устанавливаются с помощью специальных болтов.
На Чебоксарском агрегатном заводе для замыкания гусениц бульдозеров Caterpillar, Komatsu, Shantui, Liebherr и другой техники с шагом звена гусеничной цепи от 203 мм и выше применяют однозубчатые и многозубчатые полузвенья по типу «Крокодил», что увеличивает гарантийный ресурс работы до 4000 моточасов.
Также в конструкциях оригинальных гусениц бульдозеров John Deere применяют разъемные соединительные звенья, или полузвенки по типу «Крокодил».
Можно встретить и применение замыкания полузвенками и на гусеницах бульдозеров с шагом звена 190 мм.
Данный тип замыкания значительно усиливает конструкцию гусеницы и облегчает ее ремонт.
В некоторых конструкциях оригинальных гусениц бульдозеров встречается тип замыкания «Полузвенья с металлическими уплотнениями».
Тип замыкания «Замковое звено»
Широко распространен и тип замыкания «замковое звено», либо его еще называют разъемное звено.
Тип «Замковое звено (разъемное)»
Замковое звено состоит из двух половин, скрепленных болтами. Особенностью замкового звена является то, что в нем отсутствует поперечная прорезь. Плюсом такого замыкания является то, что замковое (разъемное) звенo гусеничной цепи сокращает зaтpaты вpeмeни нa cнятиe и ycтaнoвкy гусеницы бульдозера.
Данный тип замыкания применяют в оригинальных ходовых системах бульдозеров Dressta, а также при производстве бульдозеров Liebherr PR 744, PR 754, PR 764 и New Holland D150 с шагом звена гусеничной цепи 190 мм.
Также все виды гусениц с уплотнениями и жидкой смазкой от производителя ITR снабжены разъемным звеном.
Тип «Двухкомпонентное замковое звено»
Иногда в конструкциях оригинальных гусениц бульдозеров Liebherr ( с удлиненным башмаком) можно встретить двухкомпонентное замковое звено, к примеру, у трубосварочного трактора SR714LGHD.
Тип замыкания «Картридж»
На бульдозерах Caterpillar D6R и Komatsu D275 встречается замыкание гусениц по типу «Картридж», или их еще называют гусеницы с двойной втулкой. То есть, гусеницы бульдозера замыкаются с помощью рядовых звеньев путем напрессовки на их упоры шарнирных соединений типа «Картридж». Операция выполнятся с помощью ручного пресса и оснастки, входящих в ремонтный комплект бульдозера.
Основным элементом в таком типе замыкания является двойная втулка, представляющая собой поворотную (наружную) или неповоротную (внутреннюю) втулку.
Гусеницы с двойной втулкой показывают результат, превышающий ресурс стандартной гусеницы бульдозера от 300до 1100%!
Эксперты рекомендуют применять данный вид гусениц при эксплуатации бульдозера в тяжелых условиях с высокоабразивным грунтом.
Как выбрать тип замыкания гусеницы бульдозера
Тип замыкания гусеницы зависит от типа шарнира. У гусениц бульдозеров с сухим шарниром или закрытым шарниром с консистентной смазкой преобладают «пальцевые» типы замыкания. Иногда можно встретить и замыкание полузвенками. Гусеницы с жидкой смазкой, а значит, с повышенным ресурсом эксплуатации, замыкаются полузвенками или замковым звеном, которые долее долговечны, чем пальцы. Но в некоторых конструкциях есть и соединение пальцами.
Для работы на легких грунтах подойдут гусеницы бульдозера с сухим или закрытым шарниром с консистентной смазкой и «пальцевыми» типами замыкания.
Если бульдозер эксплуатируется в экстремальных условиях, например, на мокром песчаном грунте, или с интенсивными нагрузками, то рекомендуем остановить выбор на гусеницах с жидкой смазкой и замыканием с помощью полузвенков или замковых звеньев.
Стоит добавить, что гусеницы бульдозера, имеющие «пальцевый» тип замыкания, стоят дешевле, чем гусеницы с замыканием полузвенками или замковыми звеньями, но соответственно, ресурс эксплуатации у них существенно различается.
Отсюда следует вывод, чтобы верно подобрать тип замыкания, нужно сделать расчеты экономической эффективности применения гусениц с разными типами шарниров и замыкания. Либо можете обратиться к нашим специалистам за помощью в подборе гусеницы для бульдозера.
Остались вопросы? Пишите на электронную почту: sales1@tehtt.com.