Коробка ДТ-75
Коробка передач ДТ-75 предназначена для выбора скоростей движения и тяговых усилий трактора в соответствие с характером выполняемых работ, движения задним ходом и работы двигателя при стоящем тракторе.
Коробка передач ДТ-75 предназначена для выбора скоростей движения и тяговых усилий трактора в соответствие с характером выполняемых работ, движения задним ходом и работы двигателя при стоящем тракторе.
Описание коробки ДТ-75
На тракторе ДТ-75 установлена механическая коробка передач с подвижными шестернями, обеспечивающими семь различных скоростей движения вперед и одну назад. При использовании ходоуменьшителя или реверс-редуктора количество скоростей увеличивается.
Механизм коробки передач ДТ-75 смонтирован в переднем отсеке корпуса коробки передач и заднего моста ДТ-75. В расточках передней и задней стенки переднего отсека корпуса на подшипниках установлены четыре вала.
Коробка передач ДТ-75 состоит из корпуса, первичного вала, вторичного вала, дополнительного вала, вала заднего хода, шестерен и механизма переключения передач.
Первичный вал установлен на роликовом и шариковом подшипниках. Подшипники запрессованы в стаканы, установленные в гнездах корпуса трансмиссии.
По шлицам первичного вала коробки передач ДТ-75 свободно перемещаются два блока шестерен: блок с венцами третьей и четвертой передач и блок с венцами первой и второй передач.
На первичном валу спереди закреплена ведущая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней, сидящей на валу заднего хода.
На переднем конце первичного вала на шлицах посажена задняя вилка кардана, а на заднем- имеется шлицевое отверстие для привода вала отбора мощности.
Первичный вал коробки передач для тракторов ДТ-75 с ходоуменьшителем или реверс-редуктором пустотелый. Внутри него проходит вал привода редуктора вала отбора мощности ДТ-75.
Вторичный вал изготовлен заодно с малой конической шестерней, находящиеся в зацеплении с большой конической шестерней главной передачи.
Передний конец вторичного вала вращается в однорядном радиально-упорном шариковом подшипнике, а задний, как более нагруженный — в роликовом подшипнике.
Подшипники запрессованы в стаканы. Осевое смещение стакана шарикового подшипника предотвращается болтами, а стакана роликового подшипника — установочным винтом.
На шлицах вторичного вала неподвижно посажены: шестерня третьей передачи, блок шестерне первой и четвертой передач, ведомая шестерня седьмой передачи и шестерня второй передачи. Для фиксирования положения шестерен между ними установлены распорные шлицевые втулки.
Для регулировки зацепления шестерен главной передачи между фланцем стакана и стенкой корпуса установлены металлические прокладки.
В верхней части корпуса коробки ДТ-75, с правой стороны по ходу трактора, расположен вал заднего хода, вращающийся в роликовых подшипниках.
На шлицах вала заднего хода, между подшипниками, установлены две шестерни: шестерня постоянного зацепления, неподвижно закрепленная на валу, и подвижная шестерня. Шестерня постоянного зацепления находится в зацеплении с шестерней, сидящей на первично валу, в результате чего вал заднего хода при вращении первичного вала тоже вращается. Ведущую шестерню заднего хода можно перемещать вилкой переключения вдоль вала в положения, при которых она может свободно вращаться с валом или при перемещении вперед находиться в зацеплении с большой шестерней блока.
На шлицах дополнительного вала установлены три шестерни: шестерня постоянного зацепления, блок шестерен пятой и шестой передач и шестерня седьмой передачи. Шестерня постоянного зацепления неподвижно закреплена на шлицах вала стопорным кольцом. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней вала заднего хода, в результате чего при вращении первичного вала и вала заднего хода вращается и дополнительный вал.
Принцип работы коробки ДТ-75
Первые четыре передачи вперед включаются введением в зацепление подвижных шестерен первичного вала с соответствующими шестернями вторичного вала.
Задний ход включается введением в зацепление ведущей шестерни заднего хода с большой шестерней блока, сидящего на шлицах вторичного вала. При включении пятой, шестой и седьмой передач вводят в зацеплении подвижные шестерни дополнительного вала соответственно с шестернями вторичного вала.
Механизм переключения передач ДТ-75, за исключением осей и вилок переключения, смонтирован в крышке коробки передач ДТ-75.
Передачи включают с помощью рычага, планок и вилок переключения, а также двухплечих рычагов.
Для включения необходимой передачи нижний конец вертикального рычага, на котором крепится рычаг переключения передач, перемещением в продольном направлении вводя в паз соответствующей планки и, в зависимости от того, какая передача должна быть включена, подают планку вправо или влево. При этом планка перемещает вилку по оси и включается необходимая передача.
При нейтральном положении подвижных шестерне фиксаторы, расположенные в крышке коробки ДТ-75, входят в средние пазы поводков. Сверху над фиксаторами установлены два валика блокировки, которые имеют продольные пазы и соединены через рычаги с рычагом главной муфты сцепления. Когда муфта сцепления включена, валики блокировки повернуты вниз гладкой цилиндрической частью и фиксаторы не могут подняться и освободить поводки переключения. В этом положении переключить передачи невозможно. При выключенной главной муфте сцепления валики блокировки повернуты пазами вниз и при переключении передачи фиксаторы могут беспрепятственного подниматься и освобождать поводки переключения.
В качестве устройства, предотвращающего перемещение одновременно двух планок, применены разделительные планки.
При включении передач ДТ-75 необходимо, чтобы нижний конец рычага переключения был установлен в паз переключения передачи так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг устанавливают в пазы
Уход за коробкой передач ДТ-75
Уход за коробкой передач ДТ-75 заключается в соблюдении правил смазки и своевременном выявлении и устранении течи масла, а также проведении регулировок механизма блокировки и тормозков.
Обслуживание коробки передач ДТ-75 сводится к предупреждению течи масла, своевременному контролю уровня и дозаправке масла, а также замене трансмиссионного масла в корпусе коробки передач ДТ-75 и заднего моста.
При замене масла слейте старое масло, промойте корпус дизельным топливом при движении трактора на холостом ходу в течение 3-5 минут, слейте дизельное топливо и залейте свежее масло.
Если при техническом обслуживании коробки передач ДТ-75 снималась крышка, то для облегчения установки ее на место пользуйтесь специальным шаблоном, который должен быть установлен на штифты верхней плоскости отделения коробки передач ДТ-75. В вырезах шаблона должны находиться выступы вилок и поводка рычага. Только при этом условии крышка коробки передач ДТ-75 будет свободно устанавливаться на верхнюю плоскость отделения коробки передач при нейтральном положении рычага переключения передач ДТ-75.
Если у Вас еще остались вопросы по коробке ДТ-75, то звоните по телефонам: (351)7000-201, 7000-191.