Ходовая часть гусеничного трактора дт-75
Ходовая часть трактора ДТ-75 служит для преобразования вращательного движения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное движение трактора. Вместе с тем она является опорой для корпуса трактора и обеспечивает необходимое сцепление его с почвой.
Ходовая часть трактора ДТ-75
служит для преобразования вращательного движения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное движение трактора. Вместе с тем она является опорой для корпуса трактора и обеспечивает необходимое сцепление его с почвой.
Ходовая часть трактора ДТ-75 состоит из подвески, направляющих колес с пружинными амортизаторами, поддерживающих роликов и гусениц ДТ-75.
Общая схема ходовой ДТ-75:
а — устройство; б — звенья гусеницы; в — схема; 1 — регулировочная гайка натяжного механизма; 2 — рама; 3 — поддерживающий ролик; 4 — балансир; 5 — гусеничная цепь; 6 — звено; 7 — палец; 8 — шайба; 9 — шплинт;
10 — натяжной механизм; 11 — ведущая звездочка; 12 — направляющее колесо; А — цевка
Подвеска ДТ-75
Подвеска- это устройство с помощью которого корпус трактора опирается на катки, перекатывающиеся по гусенице ДТ-75. В зависимости от конструкции подвески опорные катки могут быть подрессорены и перемещаться относительно корпуса трактора и не подрессорены и не иметь перемещений. По этому признаку подвески делят на эластичные, жесткие и полужесткие.
На тракторе ДТ-75 применена эластичная балансирная подвеска. Такая подвеска обеспечивает лучшую плавность хода особенно при работе с навесными сельскохозяйственными орудиями.
Подвеска состоит из 4 одинаковых балансирных кареток ДТ-75, установленных на цапфах рама попарно с каждой стороны трактора.
Схема каретки ДТ-75:
1 и 5 — внутренний и внешний балансиры; 2 — пружина; 3 и 8 — оси балансиров и катков; 4 и 12 — пробки маслозаливного и контрольного отверстий; 6 — цапфа; 7 — цанговая гайка; 9 — регулировочные прокладки; 10 — каток; 11 — уплотнительное устройство; 13 — пробка
Во внешнем балансире в отличие от внутреннего находится центральное отверстие, в которое запрессованы с обеих сторон стальные закаленные втулки (опоры цапфы 6поперечного бруса рамы). Внешний балансир, а вместе с ним и вся каретка удерживаются от смещения на цапфе рамы упорной шайбой, которая прижата к торцу цапфы сборной цанговой гайкой 7.
Трущиеся поверхности цапфы и втулок'смазывают маслом, заливаемым в центральную полость внешнего балансира через отверстие, закрываемое пробкой 4. Уровень масла проверяют по контрольному отверстию, закрываемому пробкой 12.
Каретка ДТ-75
Каретка ДТ-75 представляет собой тележку, состоящую их двух балансиров, внешнего и внутреннего. Балансиры шарнирно соединяются друг с другом при помощи оси качания. На нижних концах балансиров укреплены попарно опорные катки. А вверху балансиры распираются цилиндрической пружиной-рессорой.
Внешний балансир ДТ-75 свободно насаживает на цапфу поперечного бруса рамы. Каретка подвески ДТ-75 удерживается от смещения во внешнюю сторону трактора на цапфе.
От перемещения по цапфе внутрь трактора каретка ДТ-75 удерживается крышкой, прикрепленной к внешнему балансиру. Для предотвращения вытекания смазки и ее загрязнения к внешнему балансиру крепится корпус уплотнения.
Неподвижность соединения оси качания с внутренним балансиром обеспечивается сборным клином, состоящим из разрезной втулки, круглого конического клина с резьбовым хвостовиком и глухой гайкой.
В нижней части балансиры имеют головку, в расточку которой на роликовых конических подшипниках устанавливается ось катков. На оси напрессовываются стальные опорные катки, закрепленные на оси гайкой и призматической шпонкой. Вытекание смазки и попадание в нее посторонних примесей предотвращается уплотнением на ступице опорного катка. Для защиты от грязи узел защищен дополнительным лабиринтом.
Детали подвески ДТ-75
Направляющее колесо и натяжной механизм ДТ-75
Направляющее колесо ДТ-75 служит для изменения направления движения сбегающей ветви гусеницы ДТ-75, а также для обеспечения нормального натяжения всей гусеничной цепи.
Устанавливается направляющее колесо ДТ-75 в передней части трактора на двух конических роликовых подшипниках, напрессованных на нижний конец коленчатой оси.
Направляющее колесо ДТ-75- это цельная стальная отливка с раздвоенным ободом. Для облегчения колеса и предохранения его от залипания грязью на ободе и диске сделаны большие окна, окантованные для прочности по контуру невысокими ребрами. На спицах колеса имеются высокие продольные ребра, придающие ему жесткость.
В расточку ступицы направляющего колеса ДТ-75 прессуют верхние кольца конических роликоподшипников. Нижние кольца насаживаются на шейки нижнего колена оси.
Вытекание масла и загрязнение смазки предотвращается уплотнительным устройством. С внешней стороны над коленчатой осью на раме приварен козырек, предохраняющий торцы оси и втулки от грязи.
Натяжение гусеницы ДТ-75 регулируют с помощью натяжного механизма. Натяжной механизм представляет собой устройство, состоящее из кронштейна, стяжного болта, фланца и гаек. С коленчатой осью натяжной механизм соединяется передним кронштейном.
Через задний упор, пружины и передний кронштейн амортизатора передается движение от болта коленчатой оси, которая, поворачиваясь нижним коленом с укрепленным на нем направляющим колесом подается вперед. И гусеница ДТ-75 натягивается.
Схемы натяжения гусеницы ДТ-75 и устройство поддерживающего ролика ДТ-75
Детали направляющего колеса
Поддерживающие ролики ДТ-75
Поддерживающие ролики ДТ-75 уменьшают провисание гусеницы ДТ-75 и направляют ее своими ободьями.
На раме трактора с каждой стороны устанавливается по два поддерживающих ролика. Основная деталь ролик-это ступица. Ступица изготавливается как круглая чугунная отливка с двумя утолщенными ободами, имеющими снаружи фигурные упорные бурты, а внутри с торцов — расточки под подшипники. На ободы до упора в бурты надеты сменные резиновые бандажи, зажатые на ступице крышкой и корпусом уплотнения, притянутыми болтами к торцам ступицы.
В поддерживающем ролике масляная полость защищена уплотнением, конструкция которого подобна конструкции уплотнения в опорных катках каретки подвески ДТ-75. Все детали уплотнения ролика, в том числе и двухстенный колпак, образующий лабиринтную защиту, взаимозаменяемы с одноименными деталями уплотнения катков кареток ДТ-75.
Для предотвращения вытекания смазки между торцевыми поверхностями ролика, фланцами крышки и корпуса уплотнения установлены картонные прокладки.
Резиновые бандажи введены в поддерживающий ролик для повышения износоустойчивости узла, так как, обладая большим, чем чугун, коэффициентом трения, резина способствует уменьшению скольжения звеньев гусениц ДТ-75 при перекатывании по поддерживающим роликам. Кроме того, в результате упругости резины снижается ударная нагрузка на детали ролика и уменьшается шум от перекатывающейся гусеницы ДТ-75.
Гусеница ДТ-75
Гусеница ДТ-75 состоит из звеньев шарнирно соединенных между собой пальцами.
Пальцы гусениц ДТ-75 вставлены в отверстия проушин звеньев и удерживаются от выпадания с внешней стороны трактора штампованными на концах пальцев головками, а с внутренней- упорными шайбами и шплинтами.
Гусеничное звено (трак ДТ-75) представляет собой стальную отливку сложной конфигурации, имеющую семь проушин: четыре с одной стороны и три с другой. Середина центральной проушины с внешней стороны утолщена и представляет собой цевку, предназначенную для зацепления звена с зубьями ведущего колеса.
Сверху на плите звена вдоль проема отлиты два гребня, которые при движении трактора ДТ-75 проходят между ободьями опорных катков и поддерживающих роликов и тем самым удерживают от спадания нижнюю и верхнюю ветви гусеницы ДТ-75. Со стороны начала центрального проема гребни имеют в плане изгиб, выполняющий роль отбойника для устранения случаев наезда на гребень опорных катков ДТ-75 кареток подвесок.
Утолщенные участки плиты с внешней стороны вдоль гребней образуют в собранной гусенице ровную гладкую металлическую дорожку, по которой перекатываются опорные катки и поддерживающие ролики.
Участки плиты, расположенные между проемом звена и гребнями, служат опорой для ободьев направляющего колеса. От бокового смещения на колесе звенья удерживаются приливами в средней части гребней.
С нижней стороны звена, на проушинах, отлиты почвозацепы (шпоры), которые создают необходимое сцепление гусеницы ДТ-75 с грунтом. Почвозацепы, кроме двух крайних, расположены пол углом 20 градусов к оси проушин для исключения бокового скольжения трактора при его движении по обледенелому грунту.
Боковые площадки плиты за пределами беговой дорожки опущены на уровень осей проушин с целью придания звену ДТ-75 большей жесткости и прочности. С этой же целью проушины и впадины между ними, а также центральный проем и боковые кромки звена ДТ-75 окантованы снизу ребрами.