Рынок тракторов в России: итоги 2015 года и тренды развития
В настоящее время, рынок тракторной техники в России находится в зоне повышенной турбулентности. Общий тренд рынка – это постоянно меняющаяся ситуация с непредсказуемыми последствиями. Если еще в 2012-2014гг. китайские производители тракторов занимали лидирующие позиции на рынке, то теперь ситуация может в корне поменяться. Но обо всем подробнее.
В настоящее время, рынок тракторной техники в России находится в зоне повышенной турбулентности. Общий тренд рынка – это постоянно меняющаяся ситуация с непредсказуемыми последствиями. Если еще в 2012-2014гг. китайские производители тракторов занимали лидирующие позиции на рынке, то теперь ситуация может в корне поменяться.
Но обо всем подробнее.
Краткие итоги 2015 года на рынке тракторов в России
За 2015 года на рынке тракторов произошло несколько важных событий:
1) В России введены антидемпинговые пошлины на гусеничные бульдозера до 250 л.с. зарубежного производства. Что дает конкурентные преимущества для отечественных производителей техники, в том числе, для Концерна «Тракторные заводы» и челябинских предприятий.
2) Резкое колебание курса валют привело к ослаблению китайской экспансии на рынок и увеличило интерес к продукции отечественных производителей техники и запчастей.
3) Концерн «Тракторные заводы» и челябинские заводы за счет государственной поддержки осуществляли мероприятии по решению финансовых проблем и прогнозируют оптимистичные результаты продаж техники на 2016 год.
4) Сократился импорт гусеничных бульдозеров, в особенности, китайской техники, в связи с отсутствием финансирования как в строительной и горнодобывающей отраслях, так и в целом во всей экономике.
5) Износ парка сельхозтехники в 2015 году составил 70% (по данным Росагролизинга).
6) Уменьшился выпуск деталей и узлов для тракторной техники на предприятиях Концерна «Тракторные заводы» и челябинском заводе, что привело к дефициту запчастей для тракторов Т-11.01, Т-15.01, Т9.01, ТДТ55, Т70, ДТ-75, Т-170 и многих других.
Все вышеуказанные события однозначно будут влиять на развитие ситуации и рынок тракторов в России. А что именно определит тренды рынка тракторов, будет зависеть от экономической ситуации в России и мире.
Рынок тракторов и экономическая ситуация в России
На данный момент экономическая ситуация в России и мире крайне неопределенная. По мнению многих аналитиков в России наиболее вероятны: новая волна спада (но менее интенсивная, чем в 2015 году), сохранение инфляции, курс доллара до 90-95 рублей, низкие цены на нефть, напряженная геополитическая ситуация, международные санкции.
А это означает только одно, что рецессия в России может продолжиться. Перспективы выхода из рецессии зависят от внутренней политики российского государства и ответных мер бизнеса в преодоление структурных проблем экономики.
По оптимистичным прогнозам рост экономики России может начаться не ранее 2017 года. Все это влияет и на рынок тракторов, который прямым образом зависит от государственного финансирования строительных и сельскохозяйственных организаций, доходов нефтегазового сектора и курса доллара. Что будет влиять и на объемы закупок техники и тракторных запчастей в организациях.
Как будет развиваться рынок тракторов России в 2016-2018 годах?
Однозначно будет меняться структура рынка тракторов в России. Возможно, появятся новые лидеры в производстве тракторов и запчастей к ним.
В этой связи отметим тенденцию, при которой производители техники в России будут «переходить» от производств полного цикла к сборочным предприятиям. К примеру, европейские, китайские, японские машиностроительные гиганты большую часть деталей закупают у своих партнеров, а производят только крупноузловую сборку машин на своих производственных площадках. Скорее всего, наши тракторные гиганты перейдут на подобную схему производства.
В 2016-2018 годах будут укреплять свои позиции новые производители техники в России, которые специализируются на выпуске одного типа трактора. Причем, сборка машин производится, как по своим уникальным технологиям, так и из машинокомплектов, получаемых от крупных машиностроительных гигантов. К примеру, ДСТ-Урал г. Челябинск успешно занял нишу производства бульдозеров массой от 17 до 34 тонн. ТД «МТЗ-Елаз» в Елабуге осуществляет сборку тракторов МТЗ из комплектующих Минского тракторного завода на протяжении вот уже 6 лет.
Возможно, подобное нас ждет и на рынке запчастей для тракторов. Предприятия будут выбирать свою узкую нишу, и специализироваться на выпуске одного вида запчасти для трактора. К примеру, как Техтрон ориентирован на выпуск гусениц, цепей для тракторов.
И, конечно, общим трендом в организациях станет экономия денежных средств! Из-за сокращения бюджетов на закупку техники и запчастей для тракторов будет увеличиваться спрос на недорогие аналоги. К примеру, покупая у нас гусеницы для зарубежных тракторов, вы экономите от 50 до 100% бюджета!
А сбудутся или нет наши прогнозы по поводу развития ситуации на рынке тракторов в России, конечно, покажет время.